Разговор с родителями

  

Персональный сайт учителя начальных классов Вороновой Людмилы Николаевны


 

Разговор с родителями

 

 

Разговор с родителями

ВВЕДЕНИЕ 

Развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребёнка. От пяти до семи лет совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что соз­даёт возможности для осуществления целенаправленного произ­вольного поведения, планирования и выполнения программ действий.

Происходят существенные изменения в органах и тканях тела, повышается физическая выносливость ребёнка. Развивают­ся крупные мышцы, повышается работоспособность.

Дети этого возраста становятся более независимыми, самостоятельными. Расширяются и усложняются их отношения с окружающими.

У ребёнка появляются новые мотивы, связанные с интере­сом к миру взрослых, возникают самые разные потребности, которые быстро сменяют друг друга. Особенность этих потреб­ностей заключается в том, что они переживаются как неотлож­ное хотение. Утомление, повышающее эмоциональную возбу­димость, усиливает импульсивную активность шестилеток, а скудный социально-нравственный опыт не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств предметов. Интеллектуальная готовность ребёнка — важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе.

Ваш ребёнок приступает к систематическому школьному обучению. Перед ним открывается замечательный мир знаний. Ему предстоят увлекательные путешествия в страны чисел и слов, в прошлое и будущее. Он узнает, как устроены звери, пти­цы и растения, научится решать сложные задачи, начнёт пони­мать книги, написанные на иностранном языке.

На этом пути неизбежно встретятся и трудности. Что-то не будет удаваться, где-то потребуется приложить очень значи­тельные усилия. Но если относиться к этому спокойно, не терять бодрость духа, сохранять настойчивость, то любые трудности удастся преодолеть. А готовить ребёнка к школе надо с двух-трёх лет. Однако многие родители очень часто рассуждают при­мерно так:

— Нет, я не буду своего ничему учить заранее, пойдёт в школу, там его всему и научат.

Кто-то должен научить вашего ребёнка читать, считать и писать. Почему же не мать? Не отец? Почему мы сознательно отказываемся от этого? Известно, например, что историк Ка­рамзин сам обучал своих сыновей немецкому языку. Занимался со своими детьми и Лев Толстой, не говоря уже о жене его Со­фье Андреевне. Почему же сейчас бытует твёрдая уверенность, что наших детей должны воспитывать только другие, офици­альные люди — воспитатели детского сада, учителя? Конечно, современная жизнь трудна, трудно за всем угнаться, в особен­ности женщинам. И всё-таки... Нам, родителям, следует откры­вать как можно больше миров своим детям: мир интересных книг, мир увлекательного чтения, мир прекрасных путешествий вместе с путешественниками всех времён и народов, мир истори­ческих тайн и преданий, мир искусства.

Ведь именно первый класс решает судьбу всего школьного обучения. И он является серьёзным испытанием как для ребёнка, так и для родителей. А самое главное — умения, навыки и запас знаний вашего ребёнка закладываются дома, ещё до школы. Не бойтесь учить детей как можно раньше всему — потом будет легче и вам, и вашему ребёнку. Можно смело сказать: первосте­пенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас зна­ний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые шесть-семь лет своей жизни.

Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения

этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Интересного вокруг много, но ключи к этому интересному вы должны выковать для своих детей сами, с терпением примеряясь к собственному ребёнку. Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать, содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

Мы надеемся, что наши советы помогут Вам лучше разоб­раться в специфике возраста дошкольника, соотнести требова­ния школы с психологическим обликом вашего ребёнка ипрак­тически помочь подготовить его к школе.

1. ВВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка го­ворить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимос­вязаны и являются основой познавательного процесса обучения.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ре­бенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порож­дает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адапта­цией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вто­ричные и третичные нарушения:

•   общее недоразвитие речи;

•   нарушение процессов чтения и письма;

•   нарушение памяти;

•   низкую концентрацию внимания;

•   нарушения словесно-логического мышления.

Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет логопед, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами и ходит на лыжах), вас всё равно не покида­ет какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок: ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью:

Вам, наверняка, знакомо состояние ожидания, когда кон­чается важная часть жизни и предстоит что-то новое, неизвест­ное. На душе и печаль, и радость, и нетерпение, и тревога. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймёте своего ребёнка. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается биологическое и психологи­ческое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, не легко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее при­выкнуть к новой жизни.

Запись в школу, приобретение школьных принадлежно­стей придают некоторую определённость контурам школьного будущего, и это несколько успокаивает будущего школьника.

По мнению детей, "настоящий школьник — это счастли­вый обладатель портфеля и старательный исполнитель школь­ных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметки". Школу почти каждый первоклассник воспринимает как игру. В таком слишком поверхностном образе детских на­дежд таится серьёзная опасность — и для ребёнка, и для буду­щего учителя. Возможно, уже в первые дни ваш ребёнок сочтёт себя обманутым, потому что в школе надо играть совсем в дру­гие игры. Чаще же это расхождение начинает сказываться к концу начального обучения. Будучи азартным игроком, рев­ностным исполнителем школьных правил, такой ребёнок сыграл роль "настоящего школьника" на славу, но всё это ему надоело. И он быстро из хорошего ученика превратился в троечника и прогульщика.

Поэтому так важно для родителей в этот непростой пери­од помочь ребёнку настроиться именно на реальную школу, где ребёнок должен будет в первую очередь учиться и где для этой учёбы от него потребуется немало усилий, рассказать ему, что он вступает в новые отношения со взрослыми, сверстниками и даже с самим собой. И во многом от того, как вы сумеете на­строить своего ребёнка, будет зависеть, как он начнет свою учёбу в школе.

2. Психологическая готовность к школе

Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ребён­ком его школьную жизнь.

А начните эту жизнь со следующего:

—  расскажите ребёнку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

— на доступных примерах покажите своему ребёнку важ­ность уроков, оценок, школьного распорядка;

—  воспитывайте интерес к содержанию занятий, к полу­чению новых знаний;

—  воспитывайте произвольность, управляемость поведе­ния;

—  никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил;

— внимательно и заинтересованно относитесь кбудущим занятиям в школе.

Определить отношение ребёнка к школе помогут вопросы:

1.   Хочешь ли ты идти в школу?

2.   Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

3.   Как ты думаешь, с кем лучше учиться —   в школе с учительницей или дома с мамой?

4.   Что делает учитель в школе?

5.  Для чего нужны парта и звонок в школе?

О сложившемся правильном отношении к школе свиде­тельствуют ответы, в которых упоминаются занятия, получение знаний, лучше учиться с учительницей в школе, предпочтение школьного обучения домашнему.

Но если так случилось, что ваш ребёнок проявляет, в основном, интерес к внешней стороне учёбы, то есть к школь­ным принадлежностям, к правилам поведения в школе, то не огорчайтесь. Этот интерес недолог, через 2-3 месяца он исчезнет, а ему на смену придёт интерес к знаниям, к содержанию занятий.

Однако у вашего ребёнка могут возникнуть и трудности. В новой обстановке он будет чувствовать себя неуютно. Значит, готовность учиться в школе у него ещё не сформировалась, и школьная обстановка пока ему в тягость. Поэтому вы должны быть очень терпеливыми. Необходимо дождаться, пока ребёнок сам, наблюдая за другими детьми, придёт к правильному осо­знанию своего нового положения (роли школьника) и выте­кающих из него требований к поведению.

3. Какими качествами должен обладать ваш ребёнок

Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребёнок, чтобы успешно учиться в 1-ом классе. Эти качества можно представить следующим образом:

— внимание, способность к длительному (15-20 минут) со­средоточению;

— хорошая память;

— сообразительность;

— любознательность;

— развитое воображение;

— начальные навыки чтения, письма, счёта;

— физическая ловкость;

—  волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

— организованность, аккуратность;

— дружелюбие, умение общаться с другими детьми и со взрослыми.

Тем не менее, родители должны прилагать максимум усилий для того, чтобы сформировать в детях эти замечательные качества, потому что они станут залогом их успешной учёбы в дальней­шем. Родителям нельзя забывать о том, что в период поступле­ния в школу почти каждый ребёнок доверчив и открыт любому школьному начинанию. И это самая благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребёнка нужные положи­тельные качества.

4. Школьная готовность

Всем   родителям   необходимо   своевременно   проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок стано­вится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи за­трудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.

5. Пожалуйста, разговаривайте с детьми!

Ваш ребёнок должен знать, что это счастье — даже несколько минут разговора с папой или мамой.

Ваша дочка должна посматривать на часы во время ве­черней прогулки: "Нам с мамой ещё надо поговорить!"

А что делать, спросите вы, если в семье это не заведено? Если все уже стали молчунами? Разговаривать!

Умение разговаривать друг с другом — это не просто уме­ние произносить слова. Это умение по-особенному организовать жизнь семьи: доверчиво, открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье не только рассказывают, но и слушают.

Разговаривайте с детьми! Это может быть и обычный раз­говор о том, что интересного было в детском саду. Приучайте ребёнка ежедневно делиться с вами — это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним постоянно обо всех событиях, спрашивайте обо всём. Можно организовать речевую разминку "Спроси — отвечу". Вы предлагаете ребёнку задумать какой-нибудь предмет, а вы задаёте вопросы, на которые можно отве­чать "Да" или "Нет". Например, задумали предмет "книга".

— Это живое? — спрашиваете вы. — Нет, — отвечает ре­бёнок. — Это нужно для еды? — Нет. — Это одежда? — Нет. — Для учёбы? — Да. — Учебник? — Почти да. — Книг а? — Да.

Игровое упражнение "Вопросы цепочкой" несколько от­личается от предыдущего. Условия этой игры таковы, что не позволяют задавать вопросы, ответами на которые были бы короткие "да" и "нет". Родители должны так сформулировать вопрос, чтобы ребёнку необходимо было дать развёрнутый от­вет. Приведём примеры подобных вопросов: чего тебе сейчас больше всего хочется? О чём ты задумался? Где ты был вчера? Почему ты такой грустный?

Для развития речи полезно также совместное рассматрива­ние ярких картинок и детских книжек.

Памятка для родителей 

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей ро­дителям необходимо:

  • поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он самприложит к этому усилия и стара­ния, будет выполнять требования и советы взрослых;
  • правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
  • проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
  • на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения про­водить специальные занятия;
  • проследить, чтобы ребенок занимался  самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и яв­ляется условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:

  • ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития;
  • выполнение всех условий правильного речевого и общего воспи­тания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
  • занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
  • занятие не должно продолжаться свыше 15 минут,более длитель­ная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упраж­нения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4—5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередо­вать с другими видами работ;
  • занятие не следует перегружать заданиями;
  • на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
  • к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив пре­дыдущие.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше — Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — са­мая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. По­этому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 20.03.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»